При размещении заказа свыше 2000 рублей, оформленные документы доставляются по Москве БЕСПЛАТНО.
» Оформить заказ
|
|
|
Бюро переводов ХОРОС: Нормативная база
Российская Федерация
О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей
Выдержка из документа :
. . .
. . .
14. При рассмотрении дела об усыновлении ребенка, являющегося
гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации,
постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации,
иностранными гражданами или лицами без гражданства необходимо иметь в
виду следующее:
- а) усыновление детей названными гражданами допускается только в
случаях, если не представилось возможным передать этих детей на
воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
предусмотренные законами субъектов Российской Федерации) в семьи граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской
Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места
жительства и гражданства этих родственников (пункт 1 статьи 123, пункт 4
статьи 124 СК РФ). Данные ограничения соответствуют положениям статьи 21
Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой
стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за
ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание
или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его
воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего
ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Учитывая это, при подготовке дела к судебному разбирательству судье
необходимо истребовать от органа опеки и попечительства документы,
подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью
граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка
независимо от гражданства и места жительства этих родственников,
документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в
федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а
также документы, содержащие информацию о предпринятых органами опеки и
попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству
(оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения
родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации (пункт 7 части 2 статьи
272 ГПК РФ, статья 6 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей").
При исследовании названных документов следует, в частности,
проверить: с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном
банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке (о его
возрасте, состоянии здоровья и другие), предлагался ли он на воспитание в
семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Российской Федерации, либо на усыновление его родственникам и, если
предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия
ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку
(попечительство), в приемную семью). В целях всесторонней проверки
указанных обстоятельств суд вправе допросить в качестве свидетелей
родственников ребенка, а также лиц, которые знакомились со сведениями о
ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания в иных
формах;
- б) дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на
усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также
гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами
территории Российской Федерации, не являющимся родственниками детей, по
истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в
федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
(пункт 4 статьи 124 СК РФ);
- в) указанные граждане должны приложить к заявлению об усыновлении
документы, перечисленные в части 1 статьи 271 ГПК РФ, в том числе
документ о постановке их на учет в государственном банке данных о детях,
а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого
они являются (при усыновлении ребенка лицами без гражданства -
государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об
условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение
компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого
ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого
государства (часть 2 статьи 271 ГПК РФ).
При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и
о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией
по усыновлению детей (усыновительным агентством), необходимо проверить,
предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения
от имени компетентного органа соответствующего государства;
- г) документы усыновителей - граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства должны быть легализованы в установленном
порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на
русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском
учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в
государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории
Российской Федерации (пункт 23 Правил ведения государственного банка
данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления
контроля за его формированием и использованием, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года
N 217).
В соответствии с частью 5 статьи 71 ГПК РФ иностранные официальные
документы признаются в суде письменными доказательствами без их
легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской
Федерации. В частности, легализация документов не требуется в отношениях
между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование
легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961
года), вступившей в силу для Российской Федерации с 31 мая 1992 года.
Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов
в государствах - участниках Конвенции в подтверждение подлинности
подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется
апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был
совершен (статьи 3, 5 Конвенции).
Исследуя представленные заявителями письменные документы и давая
оценку их достоверности, суду необходимо обращать внимание на соблюдение
порядка проставления апостиля, предусмотренного статьей 4 названной
Конвенции, а именно: апостиль проставляется на самом документе или на
отдельном листе, скрепляемом с документом, он должен соответствовать
образцу, приложенному к указанной Конвенции;
- д) в случае представления в суд документов для усыновления ребенка
представительством иностранной организации по усыновлению необходимо
иметь в виду, что таким правом обладают только представительства, имеющие
аккредитацию на территории Российской Федерации. Если представительство
иностранной организации по усыновлению не имеет аккредитации (например,
Министерством образования и науки Российской Федерации отказано в
аккредитации представительства иностранной организации или истек срок
аккредитации), то такое представительство иностранной организации не
имеет права представлять в суд документы кандидатов в усыновители для
усыновления ребенка, а также осуществлять иную деятельность по
представительству интересов кандидатов в усыновители на территории
Российской Федерации (Положение о деятельности органов и организаций
иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории
Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 года
N 268, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10
марта 2005 года N 123);
. . .
. . .
Полный текст документа
* * *
Назад | Другие документы нормативной базы |
|